Перелет на самолете из одного города в другой, или между странами в современном мире, это неотъемлемая часть жизни для многих граждан. Это заметно ускоряет передвижение из одной точки в другую.
Организация воздушного движения в любой стране – сложный процесс, в котором задействованы различные службы, которые обеспечивают безопасность полета авиалайнеров, на всем протяжении полета.
И все же многие пассажиры самолетов перед полетом часто волнуются и даже испытывают чувство страха перед тем, когда происходит посадка самолета.
- Современный пассажирский авиалайнер
- Подробности
- Как происходит полет между городами и государствами
- Что вызывает больше тревоги у пассажиров, взлет или посадка авиалайнера?
- Жесткая и мягкая просадка, от чего зависит и какие могут быть последствия
- Что такое турбулентность и может ли самолет потерпеть из-за нее крушение
- Для чего отключают основной свет в салоне самолета перед взлетом и посадкой
Современный пассажирский авиалайнер
Это – очень сложное в техническом плане средство передвижения, которым имеет право управлять только хорошо обученный и опытный экипаж. Любой пассажирский самолет перед тем как совершить первый плановый перелет проходит многоступенчатые испытания и проверки. Как все это происходит можно писать очень долго, да и обычному пассажиру это будет не очень интересно.
Полет на современном самолете с опытным экипажем гораздо более безопасен, чем поездка на автомобиле по Российским дорогам, а происшествия с самолетами случаются очень редко, в отличие от серьезных ДТП, с летальным исходом.
Люди много задают вопросов на различные темы в области безопасности перелетов. Особенно часто вопросы связанны с моментами взлета, приземления и турбулентности в воздухе, а также внештатными ситуациями на борту. На некоторые вопросы Вы получите ответы в данной статье.
Подробности
Как происходит полет между городами и государствами
Это целая система по организации воздушного движения, в которой задействованы диспетчерские службы аэропортов, службы связи, службы радиоэлектронного слежения и многие другие. Пассажирские самолеты не просто летят по прямой точке от города до города, для этого в воздушном пространстве стран выделяются специальные трассы. Воздушная трасса схожа с дорогой, или магистралью, только в воздухе, строго ограниченная по высоте и ширине. Каждым экипажам воздушного судна, с земли руководит диспетчер, который отвечает за полет самолета в своей зоне ответственности, особенно при взлете и посадке.
После взлета и набора положенной высоты самолет переводится на автопилот, под контролем экипажа лайнера. На встречных курсах самолеты летят в пределах одной трассы, но разной высоте, все отработано до автоматизма. Пилот самолета может уводить самолет от трассы, в крайнем случае, обычно для облета грозовых облаков. Все самолеты вылетают из аэропорта с разрешения диспетчера, придерживаясь расписаний полетов и утвержденных заявок.
Все авиакомпании придерживаются правил, разработанных государствами и международными требованиями. Диспетчеры аэропортов, всегда знают местоположение самолетов в воздухе, в любой момент полета. Трассы для перелетов самолетов разрабатываются с учетом расположения аэропортов, на случай необходимости экстренной посадки и возможности переадресации в случае нелетной погоды в аэропорту прилета.
Система навигации лайнера позволяет экипажу грамотно ориентироваться в воздушном пространстве. Пролет самолета в воздушное пространство другой страны проходит через специально выделенные для этого коридоры, которые заранее оговариваются международными соглашениями.
Что вызывает больше тревоги у пассажиров, взлет или посадка авиалайнера?
По сути, на этот вопрос однозначного ответа нет, каждый пассажир переживает эти моменты индивидуально. Опасней взлет самолета, или его посадка более корректно было-бы задать самим пилотам. По мнению летчиков и взлет лайнера и посадка, ответственные и самые опасные этапы полета.
- Взлет авиалайнера
Двигатели авиалайнера для резкого разгона самолета перед отрывом работают с большой нагрузкой, на максимальных оборотах, а механизмы, задействованные в этом процессе в режиме тряски и турбулентности. Для каждого типа самолетов, есть такое понятие как скорость отрыва от земли, для разных самолетов она составляет от 220-и до 270-и километров в час, этого порога скорости самолет должен достигнуть, до определенной отметки на взлетно-посадочной полосе, после чего начинается момент невозврата.
Самолет должен взлетать после этого рубежа, даже если экипаж заметил какие-то проблемы с одним из двигателей, а потом принять все необходимые меры для возврата на посадку, или принять решение на отмену взлета, с учетом остатка взлетной полосы. Во время взлета авиалайнера экипаж управляет самолетом в ручном режиме и от профессионализма экипажа зависит правильность отрыва от земли и набора высоты.
Кроме того, на правильный разгон влияют сильно погодные условия и состояние взлетной полосы, иногда диспетчерская служба принимает решение, взлетать самолетам с обратным стартом, то есть в обратном направлении, это связано с направлением и силой ветра.
- Посадка авиалайнера
Посадка пассажирского авиалайнера процесс не менее сложный, чем взлет, а в некоторых случаях более опасный. Посадка сильно зависит от погодных условий, особенно от тумана, сильных осадков и порывистого бокового ветра. Для совершения посадки в аэропорту назначения экипаж запрашивает разрешение у диспетчера, который, так же, как и экипаж самолета отвечает за безопасность пассажиров.
Самолет не просто приземляется на взлетно-посадочную полосу, а по строгим правилам. Снижение самолета начинается примерно за полчаса до посадки, постепенно. Дело в том, что в районе крупных международных аэропортов часто сложная воздушная обстановка, из-за большого количества самолетов в воздухе, все это должны учитывать диспетчер и экипаж, безопасность пассажиров превыше всего. Чтобы приступить к непосредственной посадке самолеты порой выстраиваются в определенную очередь и совершают два, три круга в зоне аэродрома.
Только дождавшись своей очереди, по команде диспетчера экипаж самолета выводит самолет на так называемую глиссаду, по этой наклонной линии самолет подлетает непосредственно к взлетно-посадочной полосе. Перед посадкой в аэропорту экипаж лайнера получает всю необходимую информацию о погоде в районе аэродрома и оценивает возможность посадки, если аэропорт закрыт по погоде, самолет отправят на запасной аэродром. Если аэропорт открыт, но погода сложная, экипаж принимает решение на посадку, или уход на запасной аэродром, здесь все зависит от профессионализма и опыта экипажа.
Скорость приземления у разных самолетов разная, в среднем 220 -250 километров в час, после касания с полосой ее необходимо погасить до нуля. По телевизору часто можно увидеть ролики, как порывы ветра мешают экипажу посадить самолет на взлетно-посадочную полосу, или как самолет приземляется почти в полном тумане.
Есть такое понятие как минимальная высота принятия решения на посадку, в зависимости от габаритов самолета она разная, для больших она примерно 60 метров, для малых около 10 метров, до этого момента, еще можно взлететь и увести самолет на второй круг, иначе посадка может быть жесткой.
Жесткая и мягкая просадка, от чего зависит и какие могут быть последствия
Пожелание мягкой посадки наверно слышали все. Для того, чтобы самолет совершил более мягкую посадку, требуется соблюсти необходимые требования. В первую очередь это оптимальная загрузка самолета, в том числе учитывая остаток топлива в самолете. Для каждого типа самолетов, оптимальный посадочный вес разный, он зависит от размеров и конструктивных особенностей, задуманных разработчиками авиалайнера. Другими факторами считаются профессионализм экипажа, погодные условия, состояние взлетно-посадочной полосы и форс мажорные обстоятельства на борту. В свое время, например, очень славилась школа мягкой посадки красноярской подготовки пилотов.
Что такое мягкая посадка, это когда экипаж самолета вовремя производит все выравнивания самолета, доводит самолет до оптимальной посадочной скорости и плавно приземляет самолет. Пассажиры при такой посадке не ощущают излишней тряски и болтанки при касании самолета с поверхностью посадочной полосы.
Жесткая посадка может привести к травматизму пассажиров и даже поломке деталей самолета и разрушения корпуса судна. Все авиакомпании мира придерживаются требований разработчиков самолетов и стараются не допускать перегрузок, от этого зависит безопасность пассажиров, а иногда жизнь и здоровье. Жесткая посадка это в первую очередь сильный удар самолета при приземлении о взлетно-посадочную полосу, пассажиры самолета при этом испытывают резкий толчок, в некоторых форс мажорных обстоятельствах, к сожалению, это неизбежность.
Что такое турбулентность и может ли самолет потерпеть из-за нее крушение
Турбулентность чаще всего происходит по следующим причинам:
- всевозможные завихрения в воздухе, которые создает впереди, или близко пролетающий самолет;
- пролет самолета через границы воздушных фронтов с разной температурой воздуха и разным атмосферным давлением;
- перелет над горными массивами;
- резкий перепад температур при снижении самолета.
Спешу Вас заверить, что турбулентность не грозит крушением современным пассажирским авиалайнерам. При разработке и испытании самолетов проходят проверки конструкции с более серьезными перегрузками, чем попадание в турбулентность во время обычных пролетов.
При турбулентности пассажир авиалайнера испытывает небольшую тряску, а если посмотреть в иллюминатор можно увидеть покачивание крыльев самолета. Обычно экипаж самолета предупреждает, что приближается к зоне турбулентности, просит занять свои места и пристегнуть ремни безопасности.
Для чего отключают основной свет в салоне самолета перед взлетом и посадкой
Это правило продиктовано требованиями по безопасности. В случае форс мажора с авиалайнером и аварийной посадки экипажу в срочном порядке необходимо будет организовать эвакуацию пассажиров.
Человеческое зрение устроено так, что после яркого света долго привыкает к темноте, в ночное время, или в сумерках это создаст дополнительные сложности с ориентацией, а салон самолета нужно покидать быстро, без паники.
При выключенном свете, человеческое зрение адаптируется к темноте, в сложившейся ситуации разобрать предметы будет проще.
- На какое время хватит воздуха в кислородной маске
Конструктивно это задумано для того, чтобы пилоты авиалайнера смогли произвести снижение самолета до высоты примерно трех километров, это важно в аварийных ситуациях на борту, во время полета на большой высоте. На трех километрах воздух уже более насыщен кислородом и человек может спокойно дышать. Когда пассажир самолета выдергивает кислородную маску, запускается химический процесс, в результате которого вырабатывается кислород, которым человек может дышать до 20-и минут.
- В какое время суток летать удобнее
Авиакомпании производят вылеты в разное время суток, но основная нагрузка на службы аэропортов происходит в дневное время. По этой причине удобнее всего покупать билеты на утренние часы, до 7-и часов, в это время реже происходят задержки авиарейсов. Но необходимо учитывать разницу по времени аэропорта вылета и прилета. Например, если лететь из Москвы во Владивосток, время перелета составляет около восьми с половиной часов, плюс разница в часовых поясах 7 часов, в Москве 12 часов дня, а во Владивостоке уже 19 часов вечера. При перелете в обратную сторону, учитывая крейсерскую скорость самолета, из Владивостока время вылета и прилета в Москву будет примерно одинаковым, вылетели в 7 утра, приземлитесь около 8 часов по местному времени.
По какой причине не аплодируют экипажу самолета сразу после приземления
Полной посадкой самолета считается полная остановка самолета в аэропорту назначения, завершения рейса. По этой причине, даже если Вас переполняют эмоции от отличной работы летчиков, принято аплодировать в этот момент. До объявления о завершении рейса двери в кабину летчиков закрыты, они ваши аплодисменты просто не услышат.
- Почему нельзя курить в самолете во время всего полета
В первую очередь это связано с необходимостью уважения к некурящим пассажирам, ведь в самолете находится большое количество некурящих, тех, кто не переносит запах сигаретного дыма и маленьких детей. Кроме того, этот запрет введен практически для всех авиакомпаний мира. Наша компания «Аэрофлот» ввела запрет на курение в самолете в 2002 году, Американские компании ввели запрет в 1988 году.
- Для чего надо опускать подлокотники кресел при взлете и посадке
Опущенный подлокотник кресла, хорошая точка опоры для пассажира, в совокупности с пристегнутым ремнем является некой фиксацией пассажира, при резких толчках и торможениях самолета. Кроме того, при резком торможении падающий подлокотник может травмировать пассажира.
- Почему маршруты авиалайнеров не пролегают через Гималайские горы
Это связано с несколькими причинами. Во-первых, средняя высота гималайских гор, выше 6000 метров, а Эвереста 8848 метров. В экстренных случаях, при разгерметизации салона, или отказе одного двигателя необходимо снизить высоту полета до 3000 метров, иначе все на борту самолета могут погибнуть от нехватки кислорода. Во-вторых, найти площадку для экстренной посадки самолета в Гималаях просто негде. И в-третьих, над Гималаями часто ощущается турбулентность, которая создает дискомфорт пассажирам.
- Опасно ли столкновение авиалайнера с птицами
Да опасно, крупная птица при столкновении с авиалайнером, летящем с большой скоростью, может пробить лобовые стекла, или попасть в двигатель. Стая крупных птиц может стать причиной крушения самолета, корпус авиалайнера при скорости около 300 километров в час испытывает сильные удары. В крупных аэропортах мира существует специальная служба, отвечающая за безопасность в орнитологическом направлении, устанавливаются специальные технические устройства издающие звуки тревоги для пернатых и проводятся другие мероприятия исключающие полеты птиц в зонах взлета и посадки самолетов.
- Можно ли поменяться местами с другим пассажиром
Местами меняться с другими пассажирами не запрещено, об этом нужно предупредить стюардессу. Часто стюардессы помогают пассажирам с детьми, инвалидам, да и просто для удобства, если, например, семейной паре не досталось мест рядом. Единственный запрет связан с безопасностью на борту, рядом с аварийными выходами не будут сажать ребенка, или миниатюрную девушку, при аварийной посадке у них не хватит силы открыть двери самолета.
- Почему двери для входа пассажиров расположены в левой части самолета
Ничего особенного в этом нет, просто уже давно в 1940 году приняты такие мировые стандарты. Конструкторы, при разработке всех авиалайнеров придерживаются этих правил. В аэропортах, конструкция терминалов для посадки пассажиров в самолет также учитывает этот факт. Отсеки с правой стороны самолета используются для загрузки багажа и технических нужд различных служб.
- Почему авиакомпании запрещают пилотам отращивать бороды и носить солнцезащитные очки
Опять же эти требования связаны с безопасностью пассажиров. Пилот авиалайнера отвечает за безопасность пассажиров и всего экипажа. Окладистая борода может помешать плотному прилеганию кислородной маски к лицу пилота, от этого, при возникновении форс мажорных ситуаций пилот может потерять сознание.
Поляризационные очки могут мешать пилоту, работать с огромным количеством цифровой информации на мониторах. Разбираться поляризационные очки у пилота, или нет, не будут, поэтому просто вводят запрет.
- На каком месте безопаснее сидеть, чтобы остаться живым в аварийных ситуациях
Одновременно в воздухе по всему миру могут находиться около 12000 самолетов, в сутки около 50000 самолетов, с учетом грузовых и ведомственных совершают перелеты. В год примерно 50000000 самолетов выполняют перелеты в мировом воздушном пространстве. Учитывая такие внушительные цифры, мы очевидно редко слышим о серьезных крушениях авиалайнеров. Всего в мире за последние шесть лет, погибло 3245 пассажиров и членов экипажей, сто пять аварий с летальным исходом. Из этого можно сделать заключение, что современный самолет – надежное средство передвижения.
Где самые безопасные места в самолете однозначно сказать нельзя, например, при падении самолетов с высоты, шанс выжить больше у пассажиров в хвостовой части, меньше у тех, кто спереди, о чем свидетельствуют некоторые проведенные исследования. При пожаре самолета уже на земле, совершившего жесткую посадку, больше шансов выжить у тех пассажиров, которые сидят ближе к аварийным выходам. Очень многое зависит от слаженности и грамотных действий экипажа авиалайнера.
Эти знания помогут пассажирам вести себя грамотно на борту и не поддаваться панике.
https://www.youtube.com/watch?v=OM7yQUOzPmg2