Многие туристы приезжают в Тайланд для того, чтобы познакомиться с местной культурой, архитектурой и храмами. Множество необычных буддистских храмов расположено именно тут и раскидано буквально по всей стране, каждый храм чем-то уникален. Храм Ват Ронг Кхун уникален по-своему. Интересен от своей архитектурой, необычайной постройкой и не только.
В стандартном понимании этого слова, хоть он и называется храмом, он вовсе не храм, то есть в нем никто не молится и вообще нет монахов. Местные называют его коротким названием – Ронг Кхун. Ронг Кхун скорее глобальная культурная постройка, которая собрала в себе несколько мировых элементов, при этом он именно буддистский. То есть построен архитекторами на буддистский лад.
Зато символика этого храма намного понятнее русскому или любому туристу, который приезжает в Тайланд из западных стран. Храм Ронг Кхун также называют «белым храмом», он выстроен именно в этом белом цвете и тем необычнее он, кажется, в окружении Тайской природы. Его точно стоит посетить, если у вас есть такая возможность. Издали, да и внутри он напоминает сразу смесь нескольких культурных стилей. Так вы, конечно, сможете разглядеть в нем и буддистские черты и традиционную архитектуру Тайланда, смесь научно-фантастических существ и многое другое.
Из истории храма
В Тайланде есть множество исторических мест, которые так любят посещать туристы. Среди этих мест множество и традиционных буддистских храмов, конечно на эту тему можно найти множество продающихся экскурсионных программ, в некоторые их них входит посещение сразу нескольких храмовых сооружений. Кроме того, как представить жителей Тайланда без его многоликой культуры? Конечно, хоть один из их комплексов захочется посетить и приблизиться к их культурному наследию, некоторые храмы известны очень давно и дошли до наших лет практически в неизменном виде.
Такие поездки понравятся и любителям истории, и людям, которые просто хотят стать чуть богаче духовно, места намоленные и сильные, их ежедневно посещают тысячи людей. Кроме того, заходя в храмы можно почувствовать себя в том периоде времени, в котором его строили. Но есть и другие люди, более современные, которые также хотят познакомиться с культурой Тайланда, но на более современном языке и более понятном для них. Один из известных Тайских художников думал о том, что мир вокруг неизбежно быстро меняется, и именно поэтому он решил предложить властям свой проект по реконструкции одного из местных храмов, который находился в очень плохом состоянии. Художника звали Чалермчай Коситпипат. Ему достаточно быстро разрешили реконструировать храм Ват Ронг Кхун. Кроме того, ему была буквально подарена территория, которая принадлежала храмовому комплексу, и он приступил к работе. У него было множество замыслов, и он решил их объединить в одном большом строительстве. В 1997 году он начал свое большое строительство.
Реставрировали комплекс сразу несколько художников в рабочей группе, весь процесс занял около двадцати лет. Несмотря на то, что храм находится на большом удалении от основных туристических городов за это время его посетило несколько миллионов человек, поэтому величину и красоту проекта можно представить себе, не зря такое количество туристов приезжает в это место. На текущий момент реставрация и работы внутри храма продолжаются, но туристы не завершающимся потоком едут в эту святыню. Работы планируют продолжать еще более 50 лет. Важно отметить, что правительство не выделяет деньги на его реконструкцию, художник работает тут на чистом энтузиазме получая небольшие деньги за продажу статуэток и сувениров с изображениями своего детища. Принимаются и пожертвования разного рода, главное давать их от души, если такового желания нет, то лучше не бросать монетки. Сам великий художник говорил, что деньги для него ничего не значат, в мире эти деньги также не важны, они только позволяют ему реализовать проект.
Подробности
Роль храма
Храм несет собой не только архитектурную, но и символическую роль. В его дизайне множество деталей, каждая из которых несет некий смысл в буддизме. Так как художник, который занимался реконструкцией храма не придавал какое-либо значение материальному достатку, то все детали храма призваны отвлечь любого туриста от проблем или похотей, которые говорят о деньгах. Не так просто выбран для храма и его белоснежный оттенок. Для оформления храма использовались такие материалы как гипс и зеркала, зеркала тут не в полный рост, а лишь их отдельные кусочки, которые используются для декоративных целей.
Такой оттенок позволяет храму переливаться прямо в лучах солнца. Цвет настолько отличается от всех остальных храмовых комплексов, что его сияние прямо притягивает и гипнотизирует глаза тех, кто на него смотрит. При помощи кусочков зеркал художник пытался создать чистый свет мироздания, для того чтобы каждый приходящий в храм турист смог себя ощутить, как будто в другом пространстве, где нет его мирских проблем. Кроме того, в буддистской культуре есть понятие о свете, который исходит из каждого из нас. Зеркала еще и обозначают этот внутренний свет и то, как наши души чисты, призывают увидеть доброту внутри каждого человека.
Хотя сам храмовый комплекс исключительно белого цвета, за его пределами можно увидеть множество странных фигур и других оттенков, так художник придумал выделить все людские пороки, тут можно увидеть множество причудливых форм и даже страшных скульптур о том, какой вред наносит алкоголь и сигареты. Кроме того, тут можно увидеть и различные страшные скелеты, даже отрезанные головы, все это призвано устрашить того, кто вступил на неправильный путь в этом мире. Особенностью расположения храма и его фигур является то, что чтобы пройти к самому храму нужно увидеть те самые страшные фигуры, только прошедший этот путь человек попадает в белоснежного цвета стены. Идея художника в таком расположении заключалась в том, чтобы показать, насколько людское сознание отличается от светлого сознания буддизма.
Вокруг храмового комплекса располагает пруд, впрочем, это традиционное явление почти для всех буддистских храмов, однако этот пруд отличается особым количеством видов различных рыбок.
Совет! Если посещаете этот храм с ребенком, обязательно возьмите с собой дополнительную наличность, на территории храма можно купить специальный корм для рыбок, чтобы их накормить, обычно это явление детям доставляет особенное удовольствие.
Во время следования по пути к храмовому комплексу туристы должны пройти сразу несколько рядов скульптур, художник их разделил по особым частям. Первая часть называется адская яма, вторая является мостом, и третья уже представляет собой ворота в рай. Первой инсталляцией, которая встречается посетителям – несколько сотен рук, которые буквально пытаются выбраться из ямы. Все эти руки — это человеческие страсти, от которых каждый должен избавиться на пути к просветлению. Говорят, что преодолевший все эти страсти человек становится полностью счастливым. На этой части еще можно увидеть страшные фигуры с демонами, у них.
У всех очень необычное выражение лица, все лица страшные и искривлённые, эти демоны как будто озираются и смотрят насколько каждый из входящих в храм очищен. Руки, торчащие из ямы, держат мешочки или специальные кастрюльки, многие из приходящих в храм кидают в эти сосуды монетки, монеток тут действительно очень много. Говорят, если кинешь монетку, то обязательно покажешь демонам свою готовность к просветленной жизни, те кто кинул монетки обязаны начать свою жизнь по-новому.
В буддистской культуре считается, что тот, кто грезит мирскими слабостями на самом деле страдающий человек, поэтому под второй частью скульптур – мостом изображены два больших рога, которые будто торчат из реки. Этот мост приводит человека в новую просветленную жизнь, и он уже не будет в ней слепо страдать.
Ворота в рай могут увидеть только те, кто уже прошел путь к освобождению и готов к новой жизни. В конце этого пусти уже ворота в сам храм охраняются двумя божествам. Слева божество, которое ответственно за судьбу человека, а справа смерть, которая отвечает за человеческую жизнь. Конечно, перед самым входом в храм можно увидеть и скульптуры Будды, который показывает свой настрой и медитирует.
Внешне храм полностью отреставрирован, он полностью отвечает буддистским архитектурным стилям, а вот внутри работы идут не так быстро и часть из них не доделана. Хотя внутри расписано несколько стен – даже местные жители сильно удивляются тому, что там изображено.
На территории есть так называемый золотой дом, он выполнен именно в этом оттенке, настолько что внутри даже туалет именно золотого цвета. Этот дом символизирует собой то, сколько времени обычные люди тратят на привлечение богатства и прочих мирских вещей. Кроме того, тут даже есть золотой молитвенный зал.
На территории храмового комплекса находится довольно большой парк с скульптурами. Можно не переживать насчет еды – на территории парка есть все необходимое для туристов, в том числе закусочные на любой кошелек. Парк построен очень удобно – есть скамейки и дорожки, есть где посидеть чтобы не мешать другим туристам.
Важно! Несмотря на то, что храм на самом деле не действующий, а только архитектурный памятник, он все же зачислен в особо охраняемые храмовые объекты, поэтому важно тут соблюдать приличную форму одежды. Не должно быть шорт или открытых плечей.
Время работы храма
Храм открыт для посетителей с восьми часов утра, закрывает свои двери в шесть часов вечера. Однако часть из внутренних галерей работают только до половины шестого, это стоит учесть при планировании прохождения по территории храма. Самый ближайший город к храмовому комплексу – Чианграй, храм расположен всего в 15 километрах от него, добраться можно как на такси, так и на автобусе или машине, можно заказать уже готовую экскурсию в отеле, в таком случае вас привезут и отвезут назад точно по программе, и вы не будете волноваться насчет перемещения. Проезд на общественном транспорте остит от 20 до 30 бат в зависимости от выбранного способа.
Если вы едете самостоятельно на общественном транспорте от Чианграя, то вам следует искать автобусную остановку прямо у ночного рынка в самом центре города.
Важно! Фотографии внутри храма делать пока запрещено, можно сделать фото самого здания снаружи.
Шесть лет назад храм постигло землетрясение, которое было с сильными подземными толчками, и художник даже побоялся, что он не сможет еще раз его восстановить после такой силы ударов. Однако после того как его осмотрели специальные эксперты было принято решение его вновь восстанавливать и все несущие конструкции были восстановлены в кратчайший срок – буквально за два года. Сейчас храм могут вновь посещать туристы без особой боязни.
Местные жители не платят за посещение храма, для них проход абсолютно бесплатный, а вот туристам приходится заплатить за вход символические 50 бат, за детей на текущий момент платить не нужно, только взрослые билеты.
Работы и на территории храма продолжаются и в настоящий момент, по словам художника его замысел еще осуществлен не в полной мере, поэтому на территории храма скоро должны появиться еще часовня, небольшой отдельны действующий монастырь, дополнительный выставочный павильон, музей для статуэток, небольшая пагода и комната для отдыха туристов. Кроме того, планируется сделать действующий зал для проповедников.
На территории храмового комплекса также есть необычный колодец, говорят, что если в него забросить монету и при этом задумать какое-то желание, то оно обязательно сбудется. Кроме того, многие туристы оставляют специальные молитвы-записки, которые завязываются прямо на деревьях.
Внутри храма есть росписи на стенах, правда не на всех, большинство их ни все-таки белые. Говорят, что художник так хотел показать свободу от мыслей, а есть и другая теория, что к нему еще просто не пришло вдохновение и однажды он распишет оставшиеся внутри стены. В самом сердце храма стоит фигура монаха – его лицо написано настолько натурально, что кажется будто он действительно живой, но на самом деле он выполнен и воска. На стенах изображена извечная борьба добра из зла.
На территории храма есть интерпретации и современных супергероев, которые знакомы каждому европейцу. Тут можно увидеть сходство с такими героями фильмов как Человек-Паук, Матрица, Звездные воины и другие популярные фильмы.
Совет! Если вы уже прошли мост к храмовому комплексу, то вам нужно искать другой выход, ходить по тому же пути обратно не полагается.
Помните о правила посещения храмов – обувь все снимают на входе. В обуви пройти в храм нельзя, однако вы можете прихватить с собой на экскурсию дополнительную пару носков.
Из биографии художника и автора реконструкции
Коситпипат действительно тот художник, который сам вершил свою судьбу. Когда он брался за реконструкцию храмового сооружения он уже был миллионером. Однако он родился в совсем простой и даже бедной семье, многие показывали на них пальцем и считали, что эта семья не благополучная. Художника выручил его талант и целеустремленность, когда он захотел вырваться из городка он просто поступил в художественный вуз, образование получил достойное в городе Бангкок и покинул родной городок, хотя многие не верили, что у него это получится.
Пройдя такой большой путь самостоятельно художник часто удивлялся как же одним художникам получается призвать большую славу, а другие не менее талантливые и вовсе остаются незамеченными. Он часто изучал работы других художников, в учебном заведении он проходил и уроки истории живописи, много он перенял от всемирно известных художников. За время обучения художник уже зарабатывал свои первые деньги, а потом слава о его таланте разлетелась по миру, сейчас его картины стоят достаточно дорого. В клиентах к нему даже приходил как-то сам король Тайланда, почетный гость остался доволен работой мастера.
Сейчас художник прославляется на весь мир благодаря своей уникальной работе по реставрации храмового комплекса. Слава о нем разлетелась в разные уголки света.